Суббота, 18.05.2024, 12:11Приветствую Вас Гость | RSS
literra
Меню сайта
Стихотворения

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ








М.И. ЦВЕТАЕВА

Наш опрос
Что вы читаете?
Всего ответов: 630
Наша кнопка
Literra
Друзья сайта
www.ozzsite.ucoz.ru www.ozzsite.ucoz.ru
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Главная » Статьи » КОНСПЕКТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ » Устное народное творчество

ЛАЗУТИН С.Г. ПОЭТИКА РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА. СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ БЫЛИН
Былины и сказки являются важнейшими эпическими жанрами русского фольклора. Они отображают жизнь в значительных типических обобщениях, широко используя художественный вымысел, элементы фантастики. Как и во всех эпических жанрах искусства слова, те или иные события в сказках и былинах раскрываются прежде всего в образах, через показ их взаимоотношений и поступков. Важнейшую роль в былинах, как и в сказках, выполняет сюжет. Определенное значение в них имеют и такие внесюжетные элементы композиции, как портретные характеристики и различные пейзажно-бытовые картины.
В основе былин - важные, очень значительные, на взгляд сказителя, создателя былин и его слушателей, общественные явления, события, имеющие большое национально-историческое значение. Если герои сказок, как правило, совершенно обыкновенные люди, со всеми человеческими слабостями, то главные герои былин - богатыри, наделенные идеальными качествами человека (невероятная физическая сила, смелость, высокие нравственные качества и т. д.).
Былина живет до тех пор, пока в реальность и достоверность ее содержания полностью верят и сказитель, и его слушатели. Известный собиратель былин, хорошо знавший условия их бытования на рубеже 60-х и 70-х годов XIX в. на Севере, А.Ф. Гильфердинг писал: «Без веры в чудесное невозможно, чтобы продолжала жить природною, непосредственною жизнию эпическая поэзия. Когда человек усомнится, что богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско, - эпическая поэзия в нем убита. А множество признаков убедили меня, что северно-русский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, которые его слушают, - безусловно верят в истину чудес, какие в былине изображаются» [Гильфердинг А.Ф. Олонецкая губерния и ее народные рапсоды. - В кн.: Онежские былины, записанные А.Ф. Гильфердингом летом 1871 года. Изд. 4-е, М.-Л., 1949, т. 1]. «Известно, что северные сказители, попадая в Киев, - пишет Д.С. Лихачев, - искали «Маринкину улицу», искали места действия былин киевского цикла. Былины были для них историей, события былин - исторической действительностью, богатыри и князья - историческими лицами» [Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1967].
Содержание былин исторично лишь в самом широком, самом общем смысле слова: в них отражена русская история периода Киевского государства, эпохи татаро-монгольского нашествия; борьба с половцами, печенегами и татарами. Имеют исторических прототипов образы князя Владимира, богатыря Добрыни Никитича, татарского хана Батыя и др. Однако былины включают и много вымышленных, фантастических образов: Соловей-разбойник, Змей, Идолище и др.
Конкретные сюжеты былин, как и в сказках, полностью вымышлены и не восходят ни к каким достоверным историческим фактам.
Однако если сказки воспринимаются в основном как чистый вымысел, то былинный сюжет оценивается как достоверный жизненный факт. «События былины в отличие от событий сказок, - пишет Д.С. Лихачев, - воспринимаются как события русской истории, они отнесены к условной русской старине».
Отличен сюжет былины от сказочного и по своей форме. Если в сюжете волшебной и новеллистической сказок, как правило, множество эпизодов и событий, связанных с довольно продолжительными периодами в жизни героев и расположенных в последовательности, которую трудно предугадать (весь интерес сказки в непредвиденности и занимательности развития ее сюжета), то в сюжете былины, как правило, одно, два и редко более событий, которые происходят в какой-то один, очень непродолжительный период в жизни главного героя-богатыря. Былина, в отличие от сказки, по словам Белинского, «...схватывает один какой-нибудь момент из жизни богатыря и силится создать из него нечто отдельное и цельное» [Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1954, т. 5]. Так, в основе былины «Добрыня и Змей» - борьба Добрыни со Змеем, в былине «Илья Муромец и Калин-царь» - сражение русских богатырей с войсками Калина-царя, в былине «Добрыня Никитич и Василий Казимирович» - востребование и привоз дани от Батура Батвесова и т. д. Таким образом, малособытийность сюжета - жанровая специфика былины.
Чем объясняется стремление былины к малособытийности? На наш взгляд, ориентация былины на изложение одного или очень немногих событий объясняется ее стремлением подчеркнуть тем самым достоверность и историчность содержания. Сказитель внимание слушателей привлекает не сложностью и занимательностью нагнетания различных событий, а важностью и значительностью одного или немногих из них. Малособытийность сюжета - характерный признак жанров фольклора исторического содержания. С особой яркостью это проявилось в исторических песнях, которые обычно являются однособытийными.
Как правило, былина начинается зачином. Лишь в очень редких случаях зачину предшествует запев.
Иногда зачин былины представляет собой экспозицию, которая предшествует завязке. Так, например, былина «Илья Муромец и Калин-царь» в исполнении Т.Г. Рябинина открывается зачином-экспозицией, в которой рассказывается о том,

Как Владимир князь да стольнё-киевской
Порозгневался на старого казака Илью Муромца,
Засадил его во погреб во глубокий,
Во глубокий во холодный
Да на три-то году поры времени.
(Гильфердинг, т. 2, с. 18)
Однако зачин в качестве экспозиции выступает в былинах очень редко. Как правило, зачин представляет собою завязку сюжета. Наиболее распространенным типом былинных зачинов-завязок является картина пира у князя Владимира. В.Ф. Миллер писал, что в «былинах так называемого киевского цикла обычный зачин, ставший затем традиционным, был:

«Как во славном во городе во Киеве,
У ласкового князя Владимира».
За указанием Киева часто следует традиционное изображение пированьица, нечестного стола у князя Владимира, причем князь дает какое-нибудь поручение богатырям, либо они сами на пиру хвастаются, кто чем может, и это служит завязкой сюжета» [Миллер В.Ф. Очерки русской народной словесности, т. 1. М., 1897].
Вторым типом зачина-завязки является описание выезда богатыря. Например, в Киев выезжает из Мурома Илья Муромец, из Рязани Добрыня Никитич и т. д.
Третий тип зачина-завязки - изображение наезда врагов на русскую землю.
В сказках тоже есть зачины, в которых указывается место действия. Но это место, в отличие от былин, как правило, очень неопределенное. В связи с этим В.Я. Пропп замечает: «События классической былины происходят всегда на Руси. События сказки могут локализоваться «в некотором царстве», «в некотором государстве» [Пропп В.Я. Русский героический эпос. Л., 1955].
После зачина-завязки в былине идет развитие действия. В отличие от сказки, где сюжет представляет главный интерес, а сказочные персонажи подчинены реализации тех или иных сюжетных целей, в былине первостепенное значение имеет образ главного героя-богатыря, что определяет особенности сюжета. «Былина развивается по принципу наибольшего выделения главного героя, - пишет Д.С. Лихачев, - и поэтому действие былины концентрируется вокруг богатыря, его судьбы». Образы богатырей наряду с общими имеют и определенные индивидуальные черты. Это отражается и на специфике былинных сюжетов. Так, например, социальный конфликт наиболее остро выражен в былинах, героем которых является Илья Муромец (например, былины «Илья в ссоре с Владимиром» и «Илья и голи кабацкие»). Только богатырь и «дипломат» Добрыня мог быть главным героем былин «Женитьба Владимира», «Добрыня и Настасья» и «Добрыня и Маринка». Даже если две былины созданы на сходную тему, то их сюжеты в своих деталях имеют отличия, связанные с индивидуальными особенностями действующих в ней богатырей. Примером могут быть былины «Илья и Идолище», «Алеша и Тугарин».
Сюжеты былин различны по своему конкретному содержанию, но для них характерны и некоторые общие, типологические черты. Одна из таких жанрово-типологических черт - одноплановость, или однолинейность, развития сюжета. Как правило, в былине в такой временной последовательности развивается одна сюжетная линия, связанная главным образом с раскрытием ее основного образа - героя-богатыря. Так, например, сюжетное построение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», записанной от Т.Г. Рябинина, имеет такой вид. Утром Илья Муромец выехал «Из того ли из города Муромля, Из того села да с Карачирова», намереваясь к «обеденке» поспеть в Киев. Однако этот путь в Киев оказался очень нелегким. По словам героя, его «дорожка призамешкалась». Под Черниговом Илья Муромец побеждает «силушку великую» и освобождает от врага город. Черниговцы просят его быть их воеводою, но он не соглашается и, будучи верным своему решению, продолжает путь в Киев. По дороге его встречает Соловей-разбойник, от свисту которого, по словам мужиков черниговских,

То все травушки муравы уплетаются,
Все лазуревы цветочки отсыпаются,
Темны лесушки к земли все приклоняются,
А что есть людей, то вси мертвы лежат.
(Гильфердинг, т. 2, с. 11)

Но Илья Муромец побеждает Соловья-разбойника и привозит его в Киев. О случившемся в пути он рассказывает Владимиру. Князь же не верит, что Илья Муромец мог победить «силушку великую» врага, стоящую у Чернигова, и Соловья-разбойника. Но войдя во двор, он воочию убеждается в том, что Илья Муромец действительно победил и привез в Киев Соловья-разбойника. Былина заканчивается сообщением, что Илья Муромец отвез Соловья-разбойника «во чисто поле» и «срубил ему да буйну голову».
Кульминацией в сюжете былин является описание сражения или иного состязания богатыря с противником. И здесь мы отмечаем яркую жанровую специфику былины. В отличие от сказки, где сражение героя со своими противниками нередко описывается очень подробно (при этом акцентируется внимание на трудностях победы), в былине это описание сражения (состязания) богатыря с противником всегда очень краткое, победа богатырю всегда дается очень легко. И если в сказке одержать победу над врагом часто помогают герою всевозможные волшебные существа и предметы («В волшебной сказке герой сам по себе бессилен...»), то в былине врага всегда побеждает сам богатырь без какой-либо посторонней помощи.
Впервые заметивший эту особенность былин А. П. Скафтымов отмечал: «Богатырям удается все удивительно легко. Сильнейшие противники одолеваются ими шутя, без напряжений. В описании боя нет элемента борьбы. Как будто противник не сопротивляется» [Скафтымов А.П. Статьи о русской литературе. Саратов, 1958].
Как и в любом эпическом произведении, сюжет в былине заканчивается развязкой, которой в какой-то мере подчеркивается реальность и историческая достоверность былины. Так, например, сюжет былины «Илья Муромец и Калин-царь» заканчивается сообщением, что русские богатыри плененного татарского хана привозят в Киев.
Важнейшим композиционным принципом былин является принцип противопоставления (контраста или антитезы), который проявляется прежде всего в построении сюжета былин. Основу былинного сюжета, как правило, составляет столкновение богатырей с их противниками. Это нередко отражается уже в самом названии былин («Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Калин-царь», «Василий Игнатьевич и Батыга» и др.).
Прием антитезы, противопоставления используется и при создании внешнего портрета богатыря и его противника. Если, например, Илья Муромец - человек обычного роста, то его противник Идолище устрашающих размеров: в плечах он - косая сажень; его глазищи, как чашищи, а ручищи, как граблищи. Если Илья Муромец за один раз съедает по три «калачика крупивчатых», то Идолище за один раз пожирает по кулю хлеба и выпивает по ведру вина.
В основе былинного сюжета лежит повествование о подвигах богатыря. В центре внимания сказителя - тот или иной богатырь. В этих целях в былинах используется композиционный прием выделения главного героя.
Для того чтобы победить такого страшного врага, каким является противник, богатырь должен обладать невероятной физической силой. В этих целях в былинах очень широко используется прием гиперболизации.
Гиперболизируется сила и других богатырей. Богатырская палица обычно «в девяносто пуд», и орудует ею богатырь необычайно легко. А если нет в руках оружия, богатырь хватает за ноги первого попавшегося противника и начинает им размахивать. Побивает он «великую силушку» врага: в одну сторону махнет - улица, в другую - переулочек.
Гиперболически в былинах изображается также сила богатырского коня, скорость его бега.
Гиперболизация является важнейшим принципом создания былин. В них гиперболизируется сила не только богатырей, но и их противников. И чем больше эта сила противников, тем значительней оказывается победа богатырей над ними, тем большего прославления они заслуживают.
Значительную роль в былине играют диалоги, которые драматизируют сюжет, помогают полнее охарактеризовать героев, раскрыть их мысли и переживания.
Важную композиционную роль в былинах выполняет прием повторений отдельных эпизодов, речи героев и т. п. Чаще всего это повторение трехкратное, но может быть и двукратным.
Повторения встречаются и в сказках. Однако их функции в былинах и сказках не совсем одинаковы. В сказках повторения, как правило, служат средством усиления их занимательности. Этой функции повторения в былинах не имеют. Иногда утверждается, что назначение былинных повторений - достичь замедленности действия. Однако замедление действия не самоцель, а только средство для достижения каких-то иных целей. Основное назначение подобных повторений - наиболее отчетливо выразить особенно важную для былины мысль, акцентировать внимание слушателя на каких-нибудь очень значительных в смысловом отношении эпизодах, тех или иных поступках героев и т. д.
Непосредственно с повторениями в былинах связаны так называемые «общие места». «Общие места» - это устойчивые словесные формулы, которые сказителями почти дословно повторяются в одной или разных былинах в сходных эпизодах повествования или картинках описания. Наиболее часто «общие места» в былинах употребляются при изображении пира у князя Владимира, выражении угроз врага, показе вражеской силы, описании седлания богатырем коня, показе его поездки, сражения с врагами и т. д.
«Общие места» облегчают создание былины: сказитель в известных случаях не вновь создает текст, а пользуется готовыми формулами, которые выполняют в былине важные идейно-художественные функции.
Остановимся еще на «запевах» и «исходах» былин. Как мы уже отмечали, былины, как правило, открываются «зачинами» и заканчиваются развязкой. Однако в некоторых былинах зачину предшествует «запев», а за развязкой следует «исход». Эти былинные «запевы» и «исходы» иногда напоминают сказочные «присказки». Однако в большинстве случаев «запевы» и «исходы» былин существенно отличаются от сказочных «присказок» и по своему конкретному содержанию, и по выполняемым ими функциям. Сказочная присказка настраивает слушателя на занимательное повествование, подчеркивает вымышленность и фантастичность сказки.
Назначение былинных запевов совершенно иное. Как правило, былинный запев рисует величественные картины природы, передает торжественный пафос, настраивает слушателя на восприятие чего-то важного, значительного.
Верно, что запевы не связаны с конкретными сюжетами былин. Но они очень тесно связаны с их пафосом, эмоциональным содержанием. Иногда запев в какой-то мере связан даже с тематическим содержанием былины. Примером может служить запев одного из вариантов былины «Добрыня и Алеша», в котором рисуется широкая картина русской природы, река Волга, называются города, расположенные на ней, и тем самым подчеркивается национальный характер содержания былины, сообщается, что излагаемые в былине события совершались на Руси.
В заключение можно сказать, что композиция былины, приемы и принципы ее построения отличаются ярким жанровым своеобразием. Это своеобразие композиции былин полностью обусловлено особенностями образного и идейно-тематического содержания былин, а также спецификой их назначения.

Источник: http://www.infoliolib.info/philol/lazutin/index.html

Категория: Устное народное творчество | Добавил: Meri (26.01.2010)
Просмотров: 20035 | Теги: зачин, прием повторений, Жанровая специфика былины, герой-богатырь, прием антитезы, Экспозиция, завязка, былины киевского цикла, прием гиперболизации | Рейтинг: 3.5/13
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Облако тегов
Памятная дата

6 АПРЕЛЯ -
200 ЛЕТ СО ДНЯ
РОЖДЕНИЯ
АЛЕКСАНДРА
ИВАНОВИЧА ГЕРЦЕНА (1812-1870)

Жизнь, которая не оставляет прочных следов, стирается при всяком шаге вперед.
Форма входа
Новости литературы