В «Альпийской балладе» Быков показал трагедию двух беглецов из немецкого концлагеря. Русский военнопленный Иван Терешка и итальянская девушка Джулия пытаются скрыться от погони и пройти через Альпы в партизанский Триест. В центре внимания автора – советский человек, вера в его идейное превосходство над фашизмом. Писатель изображает своих героев в момент главного жизненного испытания, в минуту, «страшней которой уже не будет». Автор ставит Ивана в необычайно трудные, трагические обстоятельства. Сначала мы видим его на грани смерти, когда он готовит взрыв, затем поединок с комендантом, который тоже мог закончиться смертью, неожиданный побег, все более осложняющийся и заканчивающийся гибелью. Иван – сильная, волевая натура, он из тех людей, которые будут биться до конца. Герой многое готов отдать, лишь бы снова «встать в строй, взять в руки оружие» - в этом он видел теперь смысл жизни. Впервые Иван понял, что «смерть не самое худшее из всех бед на войне». Иван Терешка – парень незаметный, малоразговорчивый, скромный, совестливый. Это излюбленный Быковым, судя по первым повестям, тип героя. Однако раньше люди такого склада характера были среди своих – на переднем крае или в окружении, иногда с последней гранатой в руках. В этом произведении герою уготованы новые испытания: плен, издевательство, нечеловеческие условия существования, в которых сохранить достоинство, волю к сопротивлению и борьбе – уже подвиг. «В полку он ничем не выделялся среди других пехотинцев», - говорится в повести об Иване, а вот в плену выяснилось, на что он способен и какие силы таились в его душе. Здесь возникает столь важная для Быкова тема нравственного испытания. Герой многое готов отдать, лишь бы снова «встать в строй, взять в руки оружие» - в этом он видел теперь смысл жизни. Впервые Иван понял, что «смерть не самое худшее из всех бед на войне». Быков показывает стойкость и упорство Ивана Терешки, который в четвертый раз бежал из плена. Зная по опыту, что во время побега встреча с человеком всегда несет опасность, а особенно с безумным сумасшедшим немцем, герой и тогда не решается на убийство безоружного человека. «Опыт всех его побегов подсказывал, что именно такие вот обстоятельства чаще всего оказывались для беглецов роковыми». Таким образом, долгое пребывание в плену не обескровило Ивана духовно. Он продолжает поступать по законам человеческой совести. Несмотря на неуравновешенность, понятное раздражение, даже грубость по отношению к неожиданной и опасной спутнице, Терешка со временем начинает испытывать сильнейшую внутреннюю потребность ее присутствия. Иван не оттолкнул от себя Джулию по той же причине, по какой потом не смог застрелить австрийца-лесника («убивать безоружного не позволяла совесть») и безумного немца-«гефтлинга», который в конце навел на Ивана и Джулию эсесовскую облаву. Забирая у австрийца хлеб и куртку, Терешка будет «ожесточенно» проклинать тех, «по чьей воле он вынужден был пойти на такое дело. Разве он разбойник с большой дороги или грабитель?». Герои Быкова, которых случай неожиданно свел вместе при побеге с завода, готовы на любые усилия ради конечной победы – добраться до партизанского Триеста. Познав неволю и рабство, они знали цену этой победы. Именно здесь возникает проблема морального выбора, решаемого автором в пользу мужества, определившего все последующее действие в «Альпийской балладе». Показывая уродливое, страшное лицо войны писатель вместе с этим поэтизирует любовь Ивана и Джулии. Любовь возвышает героев, заставляет заново открывать в себе какие-то им самим неизвестные душевные струны. Любовь рассматривается в повествовании как великое испытание и как великое счастье. В. Быков воспел мужество и стойкость русского солдата, раскрыл его героический характер. В финале произведения прослеживается мысль автора о том, что его герой одержал моральную победу над врагом, не сдался, не унизился, не струсил и, казалось, в безвыходном положении нашел возможность спасти Джулию, не думая о себе. В произведении о смерти Ивана Терешки нет прямого авторского сообщения: «Его недоумение оборвал бешеный удар в грудь, нестерпимая боль пронизала горло, на миг мелькнуло в глазах хмурое небо, и все навсегда погасло…». Здесь автор использует принцип «поэтической недоговоренности», характерный для военной прозы 60-80-х годов. В композиции «Альпийской баллады» Быков впервые так открыто показывает совмещение временных пластов. В читательском восприятии обнаруживается связь с прошлым и настоящим, в восприятии героев – с настоящим и будущим. В конце повести автор приводит письмо Джулии, из которого читатель узнает о ее спасении и рождении сына Ивана. В этом обнаруживается авторская идея о порой незримой, но прочной связи поколений. Письмо написано через двадцать лет после описываемых событий. Оно утверждает вечное бессмертие Ивана, всепобеждающую силу любви, которая не угасла со временем.
|