Суббота, 18.05.2024, 14:49Приветствую Вас Гость | RSS
literra
Меню сайта
Стихотворения

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ








М.И. ЦВЕТАЕВА

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 434
Наша кнопка
Literra
Друзья сайта
www.ozzsite.ucoz.ru www.ozzsite.ucoz.ru
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Главная » Статьи » ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ » Военная проза

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЕННОЙ ПРОЗЫ 60-80-Х ГОДОВ
Война в произведениях советских писателей, следуя традициям русской классической литературы, с одной стороны, предстает как нечто противоестественное, противное самой природе человека. Не случайно «военная» часть романа «Берег» названа Ю.Бондаревым «Безумие». С другой - через трагическое бытие войны раскрывается героический характер народа.
Большой вклад в военную прозу 60-80-х годов внесли писатели-фронтовики – Ю.Бондарев, В.Быков, Г.Бакланов, В.Богомолов, В.Астафьев, В.Кондратьев и др. В истории критики ее условно стали называть «прозой лейтенантов», которая развивалась с ясным и выстраданным сознанием того, что всякая напыщенная, торжественно-парадная фраза о войне нравственно недопустима и художественно несостоятельна.
Писателей интересовало не столько описание батальных сцен, сколько исследование психологии человека на войне. Нравственные искания, обостренные до предела, до болезненности ощущений, показаны не в «звездные часы» героев, а зачастую в будничные дни войны. По сравнению с произведениями предшествующего десятилетия, в военной прозе 60-80-х годов усилился трагический акцент в изображении войны. Как отмечает Ю.Бондарев, эти книги «несли заряд жестокого драматизма, нередко их можно было определить как «оптимистические трагедии», главными героями их являлись солдаты и офицеры одного взвода, роты, батальона, полка, независимо от того, нравилось это или не нравилось неудовлетворенным критикам, требующим масштабно широких картин, глобального звучания. Книги эти далеки были от какой-либо спокойной иллюстрации <…> В них была суровая и героическая солдатская правда». Избранный угол зрения раскрывал чувства и мысли героя, характеры и судьбы его товарищей, предельно напряженную борьбу с врагом, с обстоятельствами, с собственной слабостью, с коварством случая.
Таким образом, новый творческий поиск, вызвавший немало споров, отличался тремя характерными особенностями. Во-первых, в центре произведения разворачивался, один бой, один безыменный рубеж, в пекле которого раскрывались одна или две солдатские судьбы. Во-вторых, война представлялась без парада, без исключительных подвигов, а с кровью, грязью, с трупным смрадом, с ужасом смерти. В-третьих, рассматривались сложные душевные переживания и мысли рядового участника событий.
Изображение войны в произведениях этого периода отличается локальностью описываемых событий, предельной сжатостью в пространстве и времени. Поэтому именно малые жанровые формы (рассказ и повесть) заняли ведущее место в литературе о войне, значительно потеснив роман, имевший главенствующее положение в первое послевоенное десятилетие. Вместе с тем, в эти годы роман претерпевает определенные изменения. Он более чем раньше, опирается на факты, на документы, на действительные исторические события, смелее вводит в повествование реальные лица (например, образ Сталина в романе «Горячий снег»). Отсюда намечается тенденция к возникновению и развитию жанра исторического романа (например, «В августе сорок четвертого» В. Богомолова).
Категория: Военная проза | Добавил: Meri (14.09.2010) | Автор: Озерная Марина
Просмотров: 13185 | Комментарии: 3 | Теги: военная проза 60-80-х годов, война | Рейтинг: 1.9/10
Всего комментариев: 2
2 Виталик  
0
Спасибо, помогло!

1 Крситина  
0
спасибочки лафки чмафки пригодилось

Имя *:
Email *:
Код *:
Облако тегов
Памятная дата

6 АПРЕЛЯ -
200 ЛЕТ СО ДНЯ
РОЖДЕНИЯ
АЛЕКСАНДРА
ИВАНОВИЧА ГЕРЦЕНА (1812-1870)

Жизнь, которая не оставляет прочных следов, стирается при всяком шаге вперед.
Форма входа
Новости литературы