Суббота, 18.05.2024, 12:54Приветствую Вас Гость | RSS
literra
Меню сайта
Стихотворения

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ








М.И. ЦВЕТАЕВА

Наш опрос
Материалы каких категорий вы бы хотели видеть на сайте
Всего ответов: 771
Наша кнопка
Literra
Друзья сайта
www.ozzsite.ucoz.ru www.ozzsite.ucoz.ru
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Главная » Статьи » ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ » Военная проза

РОМАН Ю. БОНДАРЕВА "ГОРЯЧИЙ СНЕГ" (РЕФЕРАТ)
Юрий Васильевич Бондарев принадлежит к тому поколению писателей, которые пришли в литературу в 50-е годы, имея за плечами опыт непосредственного участия в Великой Отечественной войне.
Он родился 15 марта 1924 года в городе Орске на Урале в семье юриста. В восьмилетнем возрасте вместе с родителями переехал в Москву. Война застала его школьником. После окончания артиллерийского училища Ю. Бондарев зимой 1942 года принимает боевое крещение под Сталинградом, после форсирует Днепр, освобождает Польшу.
Ю. Бондарев стал писать о войне, как и многие его современники, не сразу. После окончания Литературного института им. М. Горького в 1949 году появились первые рассказы молодого писателя, впоследствии объединенные в сборник под названием «На большой реке», который вышел в 1953 году. В основу рассказов были положены личные впечатления писателя о событиях военных лет. Автор изображает войну такой, какой она виделась рядовому участнику событий. Живописная яркость описаний, напряженный драматизм, точность и тонкость психологического анализа - основные черты стиля Ю. Бондарева.
Однако настоящий творческий успех писателю принес так называемый цикл повестей, куда вошли «Юность командиров» (1956), «Батальоны просят огня» (1957) и «Последние залпы» (1959). Эволюция творческого пути писателя осуществлялась своеобразными рывками, заявляющими об изменении собственного художественного мышления путем введения новых установок и ракурсов, оказывающих влияние на структуру, композицию и стиль произведений.
После военной трилогии Бондарев обратится к проблемам современности, которые найдут отражение в сборниках «Трудная ночь» (1958), «Поздним вечером» (1962), в романе «Тишина» (1960) и в повести «Родственники» (1969). Возращение к военной теме будет ознаменовано появлением романа «Горячий снег» (1970), который, по мнению В. Быкова, «раскален в своем героическом драматизме». В произведении показано решающее сражение войны, битва под Сталинградом, сутки смертельного противостояния, после которого начался путь советских солдат на Берлин. Не имея ни военного, ни житейского опыта, герои романа оказываются способными выдержать натиск танкового корпуса Манштейна и раскрыть в себе такие качества, которые определили итог не только этого страшного боя, но и исход всей войны. В этом проявился ярко выраженный интерес Бондарева к народным, национальным истокам русского характера.
В романе «Горячий снег» представлено как бы два поляризующих источника драматического развития сюжета. С одной стороны, это Ставка, где командующий армией определяет задачи глобального масштаба, с другой - артиллерийская батарея, практически выполняющая эти задачи, под предводительством совсем еще юных лейтенантов. В связи с этим в произведении появляется командный состав - комдив Деев, член Военного Совета Веснин, командарм Бессонов и Верховный Главнокомандующий Сталин, точки зрения которых на предстоящее сражение все время перекрещиваются и дополняются мнениями участников батареи. Такой «двойной взгляд» некоторым критикам давал возможность говорить об эпическом начале произведения. На наш взгляд, именно в этом заключается новаторство романа «Горячий снег», имевшее огромное значение не только для творческого поиска самого писателя, но и для развития военной прозы в целом. Безусловно, такое «двойное» художественное зрение использовал и Л.Н. Толстой в «Войне и мире», однако до «Горячего снега» считалось, что оно может быть только достоянием эпопеи.
Действие в романе происходит в так называемом «пульсирующем» времени. В начале произведения время движется медленно: приезд дивизии, ее бросок на передовую через морозные степи, рытье окопов, установка орудий - все совершается в обычном режиме бытового времени, окрашенного и шуткой, и конфузом, и трагикомическими событиями. Однако с приближением боя время, ускоряясь, несется в фантастическом темпе.
Решающее сражение показано сквозь мироощущение Кузнецова, одновременно испытывающего жуткий страх и лихорадочно радостную возможность на грани минутной слабости опередить противника и выстрелить первым.
Бондарев воссоздал поистине апокалиптическое сражение, в роковые минуты которого крик и ужас, кровь и стон чередуются в восприятии героев с каким-то безмолвием и могильным холодом. Выстоять перед огнем фашистских танков бойцам, вчерашним школьникам, помогла их самоотверженность, патриотический настрой и вера в приказ. Почти истребленная, с искореженными орудиями, батарея Дроздовского осталась в замерзающей степи, засыпанная смешанным с порохом снегом. «То, что считалось мертвым, уничтоженным, начинало слабо шевелиться, подавать признаки жизни, и невозможно было вообразить, как сохранилась эта жизнь, как с начала и до конца боя теплилась она там, в этих окопах, на тех орудийных позициях, через которые прошли или обошли танки, отрезав их, клещами замкнув к концу вчерашнего дня южный берег». «Вовнутрь» этого боя писатель поместил личные истории персонажей - нелепое ранение лейтенанта Давлатяна, амбициозные споры Дроздовского и Кузнецова, любовь и смерть санинструктора Зои, смерть молоденького солдата Сергуненкова, приезд генерала Бессонова и т. д. Поэтому облик войны в «Горячем снеге» все время меняется - от мощных вселенских картин до лирических мгновений последнего откровения, последнего прощания, последнего вздоха. Оптимистический финал романа (батарею находят в снегу, раненых увозят в госпиталь, генерал Бессонов награждает героев прямо на передовой орденами Красного Знамени) не заслоняет трагической сути происходящего.
Система художественных образов и конфликтов в романе «Горячий снег» подчинена разработке и анализу характеров, их внутренним коллизиям, обусловленным обстоятельствами военной жизни. Среди персонажей романа особенно важен и интересен образ генерала Бессонова, чья армия приняла на себя основной удар танков Манштейна. Бессонов - фигура вымышленная, однако в его судьбе отражены совершенно реальные и непростые судьбы военачальников 30 - 40-х годов. Поэтому этот образ, с одной стороны, резко индивидуален, с другой - типичен и узнаваем. Сосредоточив в своих руках огромную власть, Бессонов обладает недюжинным умом и железной волей. Однако преданность долгу, исполнительность, жесткая требовательность к подчиненным и беспощадность к себе удивительным образом сочетаются в нем с глубоким вниманием к нравственной стороне человеческого поведения на войне. Такая сдержанность и сухость генерала родились сразу после трагедии первых месяцев сорок первого года, когда он «намеренно выжег из себя снисхождение и жалость к человеческой слабости, сделав раз и навсегда один вывод: или - или». Однако, несмотря на властность, генерал Бессонов не терпит внешних проявлений чинопочитания, подобострастия. Так, уже при первом знакомстве с полковником Деевым он замечает: «Звенеть передо мной шпорами нет смысла. Абсолютно глух к этому». Генерал всегда обращает внимание только на главное, исключая всякого рода условности и предрассудки. Полководческое искусство, сила духа и идейно-нравственный облик Бессонова раскрываются не только в его действиях, но и во внутренних монологах, переданных Бондаревым с особой психологической точностью. После трагических боев сорок первого года в Бессонове усилилась потребность к самоанализу, осмыслению прожитых дней не только военной, но и мирной жизни. Так, ночами он думал о жене и сыне, понимая, что многое было не так, как могло бы быть, что он «жил как по рабочему черновику, все время в глубине сознания надеясь через год, через два переписать свою жизнь набело - после тридцати, после сорока лет. Но счастливое изменение так и не наступило». Глубина внутреннего мира Бессонова, раскрываясь по ходу повествования, особенно ярко показана в финальной сцене романа, при встрече с Кузнецовым и оставшимися в живых батарейцами. «Обжигающий ветер неистово набрасывался на огневую, загибал воротник, полы полушубка, выдавливал из его воспаленных век слезы, и Бессонов, не вытирая этих благородных и горьких, ожигающих слез, уже не стесняясь внимания затихших вокруг командиров, тяжело оперся на палочку…». Поэтому образ генерала Бессонова предстает перед читателем не только как глубоко интеллектуальный, но и глубоко эмоциональный.
Подобен образу Бессонова и образ комиссара Веснина. Несмотря на то, что на первый взгляд эти два героя как будто являются антиподами, Веснин вместе с доброжелательностью, заботливостью, приветливостью, человек принципиальный, волевой и мужественный.
Однако одним из самых близких и дорогих писателю является образ лейтенанта Кузнецова. Он еще совсем юный и, по сути, его боевым крещением стала битва под Сталинградом. Бондарев нисколько не идеализирует этот образ. Кузнецову, как и обычному человеку, свойственны и страх смерти, и сомнения, и колебания. За одни сутки он проделывает путь от новичка до умудренного тяжелейшим опытом, зрелого, перешедшего на «ты» со смертью командира. В этом бою Кузнецов проявил несгибаемую волю, решительность и огромное мужество.
Утверждая мысль о том, что истинный героизм обусловлен, прежде всего, нравственным миром личности, Бондарев вводит в ткань повествования образ лейтенанта Дроздовского. Дроздовский в отличие от своего однокашника Кузнецова весь сосредоточен на себе, на собственной значимости. Отсюда холодность, высокомерие, черствость, которые приведут героя к одиночеству.
Важное место в романе принадлежит образу санинструктора Зои Елагиной. Открытая добру, нравственно чистая до застенчивости, до страха перед возможным - в случае ранения - прикосновением мужских рук, она, разочаровавшись в Дроздовском, тянется к Кузнецову, угадывая в нем безошибочным женским инстинктом натуру чистую, цельную, верную. Но естественное стремление к счастью, к мечте о будущей послевоенной жизни, столкнувшись с беспощадной фронтовой реальностью, заканчивается гибелью Зои.
Важно отметить, что в романе «Горячий снег» Бондарев обращает внимание читателя и на героев «второго плана», наделяя их ярко выраженными индивидуальными чертами и запоминающимися портретными характеристиками.
«Горячий снег» Ю.Бондарева - один из лучших военных романов того времени, идея которого рассредоточена среди всех персонажей, среди горящей природы и охваченного огнем Космоса. Сам Бондарев в одном из интервью так скажет об этом произведении: «Некоторые говорят, что моя последняя книга о войне, роман «Горячий снег» - оптимистическая трагедия. Возможно, это так. Я же хотел подчеркнуть, что мои герои борются и любят, любят и гибнут, недолюбив, не дожив, многого не узнав. Но они узнали самое главное - прошли проверку на человечность, через испытание огнем».
Категория: Военная проза | Добавил: Meri (18.11.2009) | Автор: Озерная Марина
Просмотров: 17347 | Комментарии: 1 | Теги: военная тема, Юрий Васильевич Бондарев, Батальоны просят огня, новаторство романа Горячий снег, Последние залпы | Рейтинг: 2.9/13
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Облако тегов
Памятная дата

6 АПРЕЛЯ -
200 ЛЕТ СО ДНЯ
РОЖДЕНИЯ
АЛЕКСАНДРА
ИВАНОВИЧА ГЕРЦЕНА (1812-1870)

Жизнь, которая не оставляет прочных следов, стирается при всяком шаге вперед.
Форма входа
Новости литературы