Суббота, 18.05.2024, 18:39Приветствую Вас Гость | RSS
literra
Меню сайта
Стихотворения

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ








М.И. ЦВЕТАЕВА

Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 434
Наша кнопка
Literra
Друзья сайта
www.ozzsite.ucoz.ru www.ozzsite.ucoz.ru
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


Главная » Статьи » ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ » Жизнь и творчество А. Грина

КРАТКИЙ ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА АЛЕКСАНДРА ГРИНА
Творчество А. Грина – непростая страница в истории предреволюционной русской и советской литературы 20-х гг. Его имя никогда не пользовалось расположением критики. До революции о Грине писали мало и, за исключением нескольких статей, пренебрежительно. Его считали эпигоном западноевропейской приключенческой литературы. А в 20-е годы отношение стало прямо враждебным, к эпигонству прибавили антиисторизм и антисоциальность. Особенно тяжёлые и яростные нападки писателю пришлось терпеть от рапповцев. «…чужд я им, странен и непривычен» - с горечью говорил Грин в письме к редактору «Журнала для всех» В. С. Миролюбову.
Действительно, многие считали жизнь Грина странной. Вокруг его имени стали складываться легенды. Были среди них безобидные. Уверяли, например, что Грин добывал себе пищу охотой и жил в лесу на манер куперовского следопыта. Но ходили легенды и злостные. Будто, плавая матросом, он убил английского капитана, захватив при этом ящик рукописей, написанных этим англичанином. Грина страшно раздражали эти небылицы, они мешали ему жить. Правда, жизнь писателя была полна странствий и приключений, но ничего легендарного и загадочного в ней нет. Его судьба тяжела и драматична. Настоящее имя писателя – Александр Степанович Гриневский. Родился 23 августа 1880 года в Слободском, уездном городке Вятской губернии. Непонимание его преследовало с детства. Застенчивый Саша страдал и плакал, когда оскорбляли, а оскорбляли и обижали его и в семье, и в школе. Обид он не прощал, защищался яростно. Это осталось навсегда – крайняя чувствительность, гордость и непокорность. С самых ранних лет мальчик пытался уйти от скучной, суровой действительности в мир, полный чудес и приключений. Уже в 5 лет он знал «Путешествие Гулливера», зачитывался Жюлем Верном, Майн-Ридом, Эдгаром По. Тогда и возникла самая заветная мечта – мечта о море, о кораблях, о дальних плаваниях. И Грин пошёл навстречу своей мечте – он покидает Вятку и отправляется в Одессу, с двадцатью пятью рублями в кармане, с единственной целью посвятить свою жизнь морю. Но из-за слабого здоровья, отсутствия денег, правдивого и зачастую вспыльчивого характера его мечте так и не пришлось сбыться. Всего лишь два раза писателю удалось совершить круговые рейсы по черноморским портам, увидеть красоты Кавказа и Крыма и один раз достигнуть берегов Александрии. Парадоксально, что такой недолгий и прозаический опыт помог Грину воссоздать такие прекрасные пейзажи морских просторов, неведомые гавани и шумные, сияющие города. Неудача в морском деле повлекла за собой и другие. Начинаются скитания Грина по России. В силу разных обстоятельств, а именно: недолгая связь с эсерами, арест, тюрьма, побеги, ссылки, скрывание под чужой фамилией - Григорьева, затем Мальцева, Мальгинова. Писатель жил в Одессе, Баку, Севастополе, Петербурге, Москве, на Урале, в Архангельской губернии и только в мае 1924 года навсегда остановился в Крыму. Здесь прошли его лучшие творческие годы.
Творчество А. Грина развивалось в очень сложный и противоречивый период. Возникали новые нереалистические направления, условно названные литературой «Серебряного века». В период 20-х гг. формировалось огромное количество литературных групп, и утверждался новый метод «соцреализма». Однако Грин оставался в стороне от всех проявлений современности, ни к одному из течений он не примкнул, хотя, следует отметить, что символизм оказал определённое воздействие на творческий метод писателя. Образы-символы у Грина рождаются из сплава реального и фантастического, прямо обнаруживая своё философское, общечеловеческое содержание. Зачастую символ у Грина многогранен, развёрнут. Таков образ «бегущей по волнам», предстающий в романе в разных ипостасях и символизирующий движение, вечное стремление вперёд.
По мере своего развития творческий метод Грина претерпевал определённые изменения. Однако эта эволюция отличалась от привычной литературной схемы. Так, многие русские и западноевропейские писатели начинали с романтических произведений, к реализму приходили позже. Грин свой литературный путь начинает как писатель-реалист. Первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева» был написан в 1906 году, весь тираж которого был конфискован полицией. Обнаружен только в 1961 в Отделе вещественных доказательств Московской жандармерии. Этот рассказ обличал армейскую муштру и клеймил зверскую расправу царизма над крестьянами после подавления первой русской революции. Такое резко обострённое отношение к происходящему было обусловлено и тем, что с 1903 года Грин сблизился с эсеровцами. В 1908 году вышел сборник под названием «Шапка-невидимка» с подзаголовком «Рассказы о революционерах». Впоследствии писатель разочаровался в деятельности эсеров и о сборнике старался никогда не упоминать.
Начало творческого пути отмечено большими трудностями. Огромную поддержку оказал Максим Горький, именно благодаря ему появился сборник «Шапка-невидимимка». А в 1919 году, когда Грин, возвращаясь с фронта, заболел сыпным тифом, казалось, был обречён на смерть. Но помощь оказал снова Горький, предоставив редкий в те времена академический паёк и комнату на Мойке, в «Доме искусств». Было ещё одно светлое событие в жизни писателя – это дружба с Куприным. Рассвет пришёлся на 1912-1918годы, время, когда Грин вернулся из ссылки, а Куприн ещё не уехал в эмиграцию. Куприн ввёл Грина в журнал «Современный мир» и «Новый журнал для всех». В это время имя Грина замелькало в десятках петербургских изданий.
Первым романтическим произведением считается «Остров Рено», написанный уже в 1909 году. Надо сказать, что очень трудно определить основные этапы творческого пути А. Грина. Самый ранний, или реалистический, начинается с 1906 года, а с 1909 – зарождается новый – романтический. И на протяжении долгих лет вплоть до 1924 года эти два направления продолжают сосуществовать в художественном мире писателя. К этому этапу также принадлежат и малоизвестные рассказы на военные темы периода первой мировой войны (1914-1917), большинство из которых написаны скорее из материальных, нежели из художественных побуждений. В подтверждение этому служит отрывок из анкеты «Как мы работаем» «Журнала журналов» за 1915 год, приведённый Вадимом Ковским в монографии «Романтический мир А. Грина» (стр. 33). Грин говорит о том, что желал бы писать только для искусства, если бы не тяжёлое материальное положение, когда просто хочется есть.
В мае 1924 года писатель едет в Крым. Период с 1924 по 1932 получил название «крымский». Этот период был самым плодотворным (в эту пору он создал не менее половины всего им написанного). В это время вышли в свет самые лучшие его творения («Алые паруса», «Блистающий мир», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам»), в которых утверждалась светлая вера в человека, в любовь, в осуществлённость мечты.
Говоря о художественном мире А. Грина, следует отметить «странные» рассказы (по определению самого писателя), которые впоследствии получили название «психологические новеллы». Они писались на протяжении всего творческого пути, независимо в русле какого направления творил Грин. Наконец, уже в ранних «реалистических» рассказах наметился пристальный интерес писателя к странностям и загадкам человеческой психики.
Таким образом, психологизм как метод становится ведущим в художественном мире А. Грина.
Категория: Жизнь и творчество А. Грина | Добавил: Meri (14.11.2009) | Автор: Озерная Марина
Просмотров: 11820 | Теги: художественный мир, романтический мир А. Грина, Бегущая по волнам, образы-символы, Алые паруса, творчество А. Грина, психологизм, А. Грин | Рейтинг: 2.8/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Облако тегов
Памятная дата

6 АПРЕЛЯ -
200 ЛЕТ СО ДНЯ
РОЖДЕНИЯ
АЛЕКСАНДРА
ИВАНОВИЧА ГЕРЦЕНА (1812-1870)

Жизнь, которая не оставляет прочных следов, стирается при всяком шаге вперед.
Форма входа
Новости литературы