Художественное время обусловлено жанровой спецификой произведения, художественным методом, авторскими представлениями, а также тем, в русле какого литературного течения или направления это произведение создано. Поэтому формы художественного времени отличаются изменчивостью и многообразием.
К проблеме художественного времени в отечественном литературоведении обращались неоднократно, отдельные аспекты освещены в трудах Д.С. Лихачева, в частности в «Поэтике древнерусской литературы», А.А. Потебни, В.В. Виноградова, Б.А. Успенского и др.
Хронотоп пути в романе «Бегущая по волнам» выступает не только как необходимое условие реализации сюжета, но и обретает глубокое символическое значение. В романе хронотоп пути определяет не только пространственно временные параметры и структурно-семантическую модель текста, но и содержит существенное жанровое значение. «Бегущая по волнам» сочетает в себе две жанровые разновидности: роман странствий и биографический роман. Такое взаимодействие обусловлено хронотопом пути, смысловым стержнем которого выступает сема «движение».
Религиозный идеал - образ Христа - обусловливает концепцию пространства и времени в произведениях Достоевского. В литературоведении сложились две противоположные точки зрения на проблему пространства и времени: одна трактует время как стремительное, лихорадочное, время "на коротком приводе", описывает его "вихревое движение"; другая, наоборот, доказывает, что время у Достоевского предельно уплотняется, растягивается. Если первые исследователи полагают время категорией динамичной у Достоевского, то вторые определяют его как статическое.